17.12.2017

резная иконаВ последнее время в иконных лавках и магазинах появились т.н. 3D иконы. Обычно это объемный барельеф (чаще всего из дерева), на котором выфрезеровано какое-либо изображение. Слово «выфрезеровано» – одно из самых подходящих для описания подобного рода изделий. Массовое появление такого рода икон связанно именно с распространением доступных по цене фрезерных станков с компьютерным управлением. К таким станкам прилагается программа, которая в автоматическом режиме может преобразовывать 2D изображение (плоское) в 3D (объемное). Для разного рода поделок это вполне приемлемо, но с иконами все сложнее. Даже не самый опытный в деле выбора икон человек заметить, что подавляющее большинство таких изделий что называется «не дышат», они мертвые! Вроде бы все аккуратно, все по канонам, а не икона – поделка…

Иконопись – тяжелое и кропотливое искусство. Иконописец учится не столько работать с кистью и материалами, сколько научается прислушиваться к Небесам. Пусть не покажется эта фраза излишне пафосной. Икона не просто рисуется или пишется, она постепенно рождается, одухотворяется, наполняется жизнью в процессе работы над ней. И кульминацией ее рождения является освящение иконы в храме. Каким бы качественным не был исходник, какой бы совершенной не была программа, но если в икону не вложена душа, то из-под кисти или (как в рассматриваемом случае) из-под резца выходит не более чем изделие. Оно не в состоянии соединить нас с Небом, вызвать переживания, молитвенный настрой. И богомольцы это чувствуют.

Кстати говоря соединение канонических изображений и объема нашло развитие в нашей церкви. В первую очередь (в Московской традиции) это можно увидеть на распятиях, в обязательном порядке присутствующих в каждом православном храме. Деревянные кресты с распятым на них Иисусом Христом являются полным антиподом «фрезерного искусства». При отсутствии натурализма такие распятия в каноничном символизме передают и настроение, и напряжение образа. Здесь нет механического повторения формы. Мастер потом и уменьем, молитвой и постом созидал то, что живет в церквах столетиями.

Другим примером могут служить храмы Ленинградской области, например. В них зачастую можно лицезреть деревянные барельефы и даже скульптуры святых. В качестве иллюстрации можно вспомнить храмовый комплекс в Вырицах (храм пр. Серафима Вырицкого).

Хочется заметить, что мы никоим образом не отвергаем современные технологии. Они как раз очень облегчили и ускорили труд резчиков. Удачным примером служат резные киоты. Именно в них мастерство художника и программиста претворили в жизнь немало киотов, которые очень украсили различные домашние и храмовые иконы.

Но, то, что уместно для декора, не всегда подходит для иконописи. Хочется пожелать всем нам – и покупателям, и изготовителям, и продавцам – духовной мудрости и чувства, которые подсказали бы нам, что и до какой степени может быть автоматизировано, а что нет.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Оставить свой отзыв? Пока нет коментариев,
Ваш отзыв может быть первым и самым важным!
Напишите свой комментарий или отзыв.
captcha
Как оформить заказ на икону?
Оформите заказ на сайте
Выберите понравившуюся икону и добавьте предложение в заказ. Заполните необходимые контактные данные. Обязательно укажите телефон.
Звонок сотрудника
После получения заказа, мы свяжется с вами. Согласуем детали заказа, окончательную цену, способ доставки и время его выполнения.
Получение заказа
Все иконы тщательно проверяются перед отправкой. При получении, обязательно проверьте целостность посылки и комплектацию.